Московский период жизни Аркадия Георгиевича Колесникова, заведующего кафедрой физики моря и вод суши МГУ
Рис.1. Аркадий Георгиевич Колесников
(1907–1978) (фонды музея МГИ)
А.Г. Колесников (рис. 1) родился 5 декабря 1907 г. в местечке Юрбург Ковенской губернии Российской империи (ныне территория Литовской Республики), в семье техника-строителя Георгия Харлампиевича Колесникова. В семилетнем возрасте он переехал с матерью в Тулу, где пошёл в школу. После её окончания А.Г. Колесников работал подручным плотника службы железнодорожных путей, а затем в 1926 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета. Отучившись один семестр, он перевёлся на механический факультет Московского высшего технического училища, которое окончил в 1930 г., защитив диплом по теплотехническим свойствам материалов и получив звание инженера-механика по специальности теплотехника. В качестве инженера он два года работал по контракту в физико-технической лаборатории Всесоюзного теплотехнического института, после чего в 1932 г. поступил в аспирантуру на кафедре теплофизики физического факультета МГУ. Его научным руководителем стал крупный учёный Александр Саввич Предводителев, ученик П.П. Лазарева, И.А. Умова и И.А. Жуковского. Обучение А.Г. Колесникова закончилось написанием диссертационной работы «Исследование явления испарения и теплообмена в условиях естественной конвекции», которая была успешно защищена в 1937 г. После защиты он работал старшим научным сотрудником в сушильной лаборатории Научно-исследовательского института лубяного волокна Министерства лёгкого машиностроения. С 1939 по 1941 гг. А.Г. Колесников преподавал физику в Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского.
В 1938 г. по рекомендации А.С. Предводителева, основатель (в 1929 г.) и директор Черноморской гидрофизической станции В.В. Шулейкин пригласил Колесникова в морской отдел Института теоретической геофизики АН СССР. В 1942 г. на базе этого отдела была создана Морская гидрофизическая лаборатория АН СССР, где он занимал должность заведующего лабораторией термики моря.
В.В. Шулейкин занимался вычислениями прочности льда на Ладожском озере для организации «Дороги жизни» к Ленинграду. А.Г. Колесников эвакуировался в Казань, сопровождая имущество морского отдела. Там он развернул исследования процесса льдообразования в зависимости от температуры воздуха.
По результатам выполненных работ А.Г. Колесников в 1943 г. защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Теория прогноза роста льда на поверхности моря». Примечательно, что время, прошедшее от защиты кандидатской до защиты докторской диссертации составило всего шесть лет. Такая скорость работы была очень характерна для А.Г. Колесникова и ещё даст о себе знать, когда он будет руководить кафедрой в Московском университете и восстановлением с нуля МГИ в Севастополе. Результаты исследований заинтересовали маршала инженерных войск М.П. Воробьёва и были использованы в качестве рекомендаций для инженерных частей Красной армии во время Великой Отечественной войны. В разработке этой темы большую роль сыграли полученные В.В. Шулейкиным результаты расчётов прочности льда. Эти исследования выполнялись по закрытой, секретной тематике, и по их результатам А.Г. Колесников был выдвинут на соискание Сталинской премии. После защиты диссертации А.Г. Колесников в 1944 г. остался в качестве профессора-совместителя на кафедре физики моря МГУ для чтения курса лекций по термике моря. В лекциях, наряду с обобщением известных материалов, им были использованы результаты личных теоретических и экспериментальных исследований.
В 1945 г. В.В. Шулейкин как директор Морской гидрофизической лаборатории назначил Колесникова своим заместителем. А.Г. Колесников продолжил выполнять для инженерных войск и народного хозяйства исследования по расчету суточного и годового хода температуры, осеннего охлаждения морей, прогнозированию сроков появления льда на акваториях водохранилищ, скорости образования внутриводного льда и становления зимнего подлёдного режима. В 1946 г. он также выполнял исследования по закрытой тематике, результаты которых использовались для решения задач, поставленных перед инженерными войсками. В 1947 г. А.Г. Колесников был утвержден в учёном звании профессора.
Успехи Черноморской гидрофизической станции в Кацивели и Морской гидрофизической лаборатории не остались незамеченными. 13 мая 1948 г. на их базе был создан Морской гидрофизический институт АН СССР с Московским и Черноморским отделениями. Под руководством сначала директора этих двух организаций, а затем и директора Института В.В. Шулейкина была создана отечественная школа физиков моря, «воспитанником» которой и был А.Г. Колесников. Таким образом, научная деятельность А.Г. Колесникова была связана с МГИ со дня его основания.
В 1948 г. В.В. Шулейкин, став начальником Главного управления гидрометеорологической службы при Совете министров СССР, рекомендовал вместо себя в качестве заведующего кафедрой физики моря физического факультета Московского университета им. М.В. Ломоносова А.Г. Колесникова (рис. 2). 18 июля 1949 г. А.Г. Колесников также был утвержден заведующим лабораторией термики моря МГИ АН СССР. Затем в 1953 г. его избрали заведующим всем геофизическим отделением физического факультета МГУ. Вплоть до 1962 г. он возглавлял кафедру и геофизическое отделение, продолжая научно-исследовательскую работу в МГИ.
Рис. 2. Университетское удостоверение А.Г.Колесникова (фонды музея МГИ)
Вместе с сотрудниками кафедры физики моря Московского университета и лаборатории термики МГИ АН СССР А.Г. Колесников проводил исследования в области термики моря и руководил разработкой приборов для измерения турбулентности прямым методом. Он понимал необходимость проведения экспериментов и наблюдений в различных условиях, поэтому они осуществлялись в разные сезоны, в разных бассейнах, в разных физических условиях. Изучаемые явления параллельно моделировались в лабораторных экспериментах. Как следствие, результаты, полученные сотрудниками кафедры, имели обобщающий характер. Таких же принципов А.Г. Колесников твёрдо придерживался и позже, руководя Институтом, где продолжалась разработка некоторых из тем, которыми он занимался в московский период своей жизни.
Пятидесятые годы XX в. были временем бурного развития науки. В комплексе новых зданий Московского университета, занятия в которых начались в 1953 г., отделение геофизики физического факультета получило прекрасные лаборатории с современным оборудованием, кроме того, в его распоряжении были сейсмические станции, метеообсерватория, научно-исследовательские суда (в частности, НИС «Московский университет», которое базировалось в Севастополе) и другие уникальные установки и оборудование. Всё это потребовало от А.Г. Колесникова дополнительных усилий по подготовке и организации переезда. И он блестяще справился с этой задачей: переезд был осуществлен, лаборатории оборудованы, учебный процесс налажен на новом месте.
В состав кафедры физики моря вошла и Гидрофизическая лаборатория (Гидрокорпус). Достойно восхищения то, что здесь было семь экспериментальных лотков разных размеров. Один из них имел мощную ветровую установку, что позволяло исследовать проблемы взаимодействия атмосферы и гидросферы. Другой мог наполняться песком, в нём создавались модели реальных водохранилищ, рек, плотин, морских шельфовых зон, материковых склонов, и на них изучался широкий круг природных процессов и явлений. Был термобассейн с нагревателями и охладителями, что позволяло создавать температурные стратификации, встречающиеся в морях и водохранилищах. Буксировочный канал шириной 5 м, глубиной 6 м и длиной 50 м позволял решать геофизические и прикладные задачи. В одной из установок моделировались стратифицированные течения разной природы: термической, солёностной, суспензионной или смешанной.
В начале 1950-х гг. кафедра претерпевала численный и профессиональный рост, в чём была большая заслуга её заведующего. В отдельные годы численность научно-преподавательского состава достигала ста человек, чего не наблюдалось ни в один из последующих периодов. Кафедра в те времена действительно представляла собой как бы компактный научный институт при МГУ. А.Г. Колесников добился того, что исследования велись практически по всем основным направлениям физики моря и вод суши. Приоритет на кафедре имели экспериментальные исследования. Это было связано с недостаточностью или полным отсутствием данных о тех или иных природных явлениях.
В 1950-е гг. комплексное исследование океанов, морей, водоёмов и русловых потоков только начиналось. Не существовало сколько-нибудь целенаправленных наблюдений, не было современных приборов, методик наблюдений и экспериментов, методов анализа. В то же время в те годы ввиду угрозы ядерной войны, необходимости интенсификации развития народного хозяйства к науке предъявлялись повышенные требования и результаты требовались «даже не завтра, а ещё вчера». Осознавая это, А.Г. Колесников стимулировал разработку новых методик эксперимента и наблюдения, новых способов измерений и приборов. Развёртывание широкомасштабных научных исследований стало возможным во многом благодаря личным качествам А.Г. Колесникова. Его отличали доброта, внимание и доверие к людям. Поручая какую-либо работу, он не навязывал пути её выполнения (хотя и мог в силу своего огромного опыта и интеллекта); тем самым он предоставлял полную свободу творчества, хотя и очень внимательно следил даже за тем, какими методами решалась поставленная задача.
В МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Колесников читал курсы о тепловых, конвективных и турбулентных явлениях в океане, а также лекции на темы «Термика руслового потока» и «Теория процессов промерзания и протаивания грунтов».
В первом рейсе НИС «Михаил Ломоносов» в 1957 г. в рамках программы Международного геофизического года 1957-1958 гг. были выполнены испытания многочисленных новых приборов. Проверялся один из первых образцов турбулиметров, созданных под руководством А.Г. Колесникова (рис. 3). Было проведено изучение погодных условий и исследование структуры атмосферы; выявлен характер переноса воздушных масс над океаном; изучались синоптические процессы в осенне-зимний период над северо-восточной Атлантикой.
Ранее научно-исследовательские институты и университетские кафедры не вели систематических гидрофизических исследований в Атлантическом океане. По этой причине им приходилось пользоваться иностранными данными, часто устаревшими и неполными. Начавшиеся экспедиции восполняли этот важный пробел отечественной океанологической науки.
Так как ранее полярные районы Арктики и Антарктики не были доступны сотрудникам кафедры для прямых наблюдений, для ликвидации этого пробела А.Г. Колесников составил обстоятельную программу прямых измерений теплообмена между океаном и атмосферой в полярных бассейнах и изучения особенностей дрейфа ледяных полей и других параметров океанических вод и льдов. С этой программой он выступил на учёном совете Арктического научно-исследовательского института в Ленинграде. По итогам обсуждения было принято решение о проведении ряда экспедиций МГИ совместно с другими учреждениями, и сотрудники двух институтов и кафедры получили возможность работать на дрейфующих станциях «Северный полюс-4» и «Северный полюс-6» (1956-1959), принять участие в экспедициях в Антарктику, на озёра Севан, Байкал, на водохранилища.
Рис. 3. Работа с турбулиметром с борта НИС «Михаил Ломоносов» в 1-м рейсе, 1957 г. (Научные фонды МГИ. Отчёт о работах в 1 рейсе… Инв. № 115-123, л. 240)
На дрейфующей льдине проводились также исследования с разработанным на кафедре физики моря и вод суши опытным образцом турбулиметра. В работе экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-4» личное участие принимал и сам А.Г. Колесников вместе со своими учениками - сотрудниками кафедры физики моря МГУ и лаборатории термики моря МГИ АН СССР: Н.А. Пантелеевым (рис. 4), Ю.Г. Пыркиным, В.П. Петровым и В.Н. Ивановым. Приказом министра морского флота СССР В.Г. Бакаева от 16 декабря 1957 г. (рис. 5) он был даже награждён значком «Почётному полярнику».
Рис. 4. Н.А. Пантелеев. Встреча с Арктикой, СП-4, 1956 г. (фонды
музея МГИ)
После работ в Антарктике по программе Международного геофизического года выпускник кафедры Н.А. Пантелеев написал и защитил в Московском университете в 1960 г. диссертацию, посвящённую исследованиям турбулентности в антарктических водах. Позже он возглавил отдел турбулентности в Морском гидрофизическом институте.
Работы на станции «Северный полюс‑4» проводились по темам плана МГИ на 1956 г.: «Исследование теплового режима полярного бассейна» и «Исследование теплового и динамического режима атмосферы над полярным бассейном с целью выяснения влияния Арктики на климатообразование».
Рис. 5. О награждении А.Г. Колесникова значком «Почётному полярнику» (фонды
музея МГИ)
В МГИ учёным советом была утверждена тема «Исследование особенностей дрейфа льдов и теплообмена в Полярном бассейне». Экспедиция от МГИ на станции «Северный полюс-6» работала с 25 октября 1958 г. по 1 февраля 1959 г. На станции сотрудниками кафедры и лаборатории термики моря МГИ под руководством А.Г. Колесникова проводилось в течение нескольких месяцев изучение дрейфа льдов и теплообмена в Центральном полярном бассейне.
Исследования состояли из длительных регистраций скорости течения и температуры в подлёдном слое океана, измерений температуры льда по всей его толщине и температуры прилегающего слоя воздуха, а также прямых измерений тепловых потоков во льду.
Для этих работ был подготовлен специальный комплекс измерительной и регистрирующей аппаратуры. Обслуживание подлёдной 20‑метровой установки и приборов на ней требовало водолазных работ. Это был первый случай проведения подобных действий в Центральной Арктике. В.Г. Савин отмечал, что под лёд спускались не профессионалы-водолазы, а молодые специалисты-геофизики. Первые в мире погружения под лёд в высоких широтах Арктики были выполнены 31 декабря 1958 г. сотрудниками кафедры Ю.Г. Пыркиным и В.Г. Савиным (Ю.Г. Пыркин был также сотрудником МГИ, а позже стал профессором МГУ).
В 1958 г. Колесников был избран член-корреспондентом Академии наук СССР. В отзыве на его научные работы, подписанном академиком А.М. Обуховым и чл.–корр. АН СССР А.И. Тихоновым, указывалось, что характерной чертой деятельности автора была непосредственная связь теоретических и экспериментальных исследований с запросами народного хозяйства и обороны страны, и что им сделан значительный вклад в развитие советской геофизики.
Большое место в деятельности А.Г. Колесникова занимало представление результатов отечественной физики моря на зарубежных конгрессах (рис. 6) и всевозможных научных встречах. Весомые результаты и их демонстрация укрепляли престиж отечественной науки.
На I международном океанографическом конгрессе 1959 г. в Нью-Йорке, на котором подводились итоги Международного геофизического года, на специальном симпозиуме рассматривались вопросы радиохимии и радиометрии океана. Среди других по этой тематике было отмечено и выступление Б.А. Нелепо – выпускника кафедры и ученика А.Г. Колесникова, в будущем директора Морского гидрофизического института, академика и преподавателя кафедры физики моря и вод суши МГУ. Его доклад содержал информацию о применении разработанной в МГУ под руководством А.Г. Колесникова аппаратуры, позволявшей регистрировать общую радиоактивность воды непосредственно в океане, краткое описание аппаратуры и выводы о радиоактивности в описываемом районе.
Из приведённых фактов видно, что у А.Г. Колесникова ещё до начала работы директором в МГИ были свои замыслы по организации исследований, которые он реализовал в Севастополе. Это была идея автоматизации океанографических наблюдений, которая успешно развивалась им на кафедре физики моря; подбор кадров из молодёжи; самый широкий охват различных научных направлений.
Рис. 6. А.Г. Колесников докладывает о своих исследованиях турбулентности. Слева крайний – Б.А. Нелепо. I международный океанографический конгресс, Нью-Йорк,
1959 г. (фонды музея МГИ)
Воспоминания ветеранов МГИ
Сизов А.А.
Описано выступление А.Г. Колесникова на I международном океанографическом конгрессе в 1959 г.
«Первые итоги Международного геофизического года подводились на Первом Международном океанографическом конгрессе в Нью-Йорке. «Михаил Ломоносов» […] был представлен наряду с другими известными исследовательскими судами, как экспонат конгресса. Начальником экспедиции и руководителем группы советских учёных – делегатов конгресса был назначен Аркадий Георгиевич Колесников, профессор, заведующий кафедрой физики моря МГУ и заведующий лабораторией термики моря МГИ. Готовились к рейсу как никогда тщательно, Аркадий Георгиевич особое внимание уделял подготовке группы учёных с кафедры физики моря. Там готовилось несколько автоматизированных комплексов для измерения температуры, электропроводности и радиационного фона океана […]. Заседания Конгресса проходили в сессионном зале ООН. От причала до здания ООН добираться было недолго, но всем хотелось растянуть этот путь. Хотелось подольше побыть на улицах этого удивительного города […] Заседания начинались в 10 часов. В один из первых дней сентября с докладом выступал А.Г. Колесников. Ровно за минуту до означенного в программе времени он появился из бокового входа в сессионном зале в сопровождении своих учеников – Б.А. Нелепо, Г.Г. Хунджуа, Ю.Г. Пыркина. Стремительной, упругой походкой преодолел небольшое расстояние до трибуны, поблагодарил председательствующего профессора Роджера Ревелла. Зал затих. И вот спокойный, с хорошей дикцией, усиленный микрофоном голос в погруженном в полумрак зале. Переводчики ООН синхронно, ошибаясь в терминологии, но хорошо передавая смысл излагаемого, журчали голосами в наушниках. Слушали внимательно: представлялись результаты прямых методов исследования мелкомасштабной структуры океана. По окончании доклада – несколько вопросов. Один из них: «Можно ли подробно познакомиться с методикой Ваших работ?» Аркадий Георгиевич широко улыбнулся.
- Как у нас говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Приглашаю вас посетить наше судно «Михаил Ломоносов», там все это вы сможете увидеть.
Интерес к «Михаилу Ломоносову» был проявлен необычайно большой. В дни «открытых дверей» у борта выстроилась очередь посетителей […] Комплексные исследования на научно-исследовательских судах Советского Союза не имели аналогов в мире. Западные страны проводили целевые экспедиции, а здесь, на «Михаиле Ломоносове», были представлены гидрофизики, гидрологи, метеорологи, химики, биологи, геологи. Все эти отрасли были представлены в своей цельности и неразрывности между собой. Посетителей удивило большое число рабочих образцов автоматизированных измерителей, чего в ту пору не было на стоящих рядом океанографических судах» (Сизов А.А. “Михаил Ломоносов”. Дорогами странствий. Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика, 2009. С. 36, 40).
Гришин М.Г.