200 лет первой русской океанологической экспедиции

В 2018 году исполняется 200 лет со времени окончания первой русской океанологической кругосветной экспедиции. Это кругосветное плаванье было совершено на небольшом бриге «Рюрик» под командой лейтенанта Отто Евстафьевича Коцебу.

О́тто Евста́фьевич Коцебу́ (18 декабря 1787 — 3 февраля 1846) — русский мореплаватель, совершивший за свою жизнь три кругосветных мореплавания и внесший неоценимый вклад в развитие русского мореплавания и океанологии.

В восьмилетнем возрасте Отто Коцебу был отправлен в Петербургский кадетский корпус, а уже в 15 лет в качестве юнги-добровольца стал участником первого кругосветного плавания (с 1803 по 1806 годы) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна – адмирала, одного из самых известных русских мореплавателей.

Второй раз Коцебу отправился в путешествие вокруг света с 1815 по 1818 год на бриге «Рюрик».

Все дальние плавания русских судов до “Рюрика” преследовали те или иные практические цели. Научные наблюдения производились на этих судах лишь попутно. Экспедиция же на “Рюрике” была организована специально для географических открытий и научных исследований. Ее главной задачей было отыскание морского пути из Берингова моря в Атлантический океан, придерживаясь берегов Северной Америки. Кроме главной цели, экспедиция должна была заняться также географическими исследованиями в Тихом океане.

Корабли, на которых русские огибали земной шар ранее, либо принадлежали Российско-американской компании, либо были военными. Специально для экспедиции в Або (Турку) был построен бриг “Рюрик”. По своим размерам это было самое маленькое из всех русских парусных судов, совершивших кругосветные плавания. Его водоизмещение было всего 180 тонн. Бриг был приобретен, снаряжен и плавал на средства графа Николая Петровича Румянцева. Инструкции для экспедиции по морской части были составлены Крузенштерном, по представлению которого Коцебу и был назначен ее начальником.


Бриг «Рюрик», рисунок Людвига Хориса

“Рюрик” вышел из Кронштадта 18 июля 1815 г. и 28 июля пришел в Копенгаген, где на него сели приглашенные участвовать в экспедиции ученые Вормшельд и Адальберт Шамиссо. Выйдя из Копенгагена 5 августа и зайдя в Хельсингёр, “Рюрик” 5 сентября пришел в Плимут. Из Плимута Коцебу два раза пытался выйти в море, но из-за юго-западных штормов возвращался обратно. 16 декабря Коцебу вышел в океан, чтобы обогнуть мыс Горн. У этого мыса во время одного из юго-западных штормов огромный вал, вкатившийся с кормы на палубу, едва не смыл Коцебу за борт. К счастью, он успел ухватиться за бухту троса и спасся только каким-то чудом.

Наконец, “Рюрик” обогнул мыс Горн и зашел в бухту Консепсьон (Чили), а 30 января 1816 г. стал на якорь у города Талькауано. Исправив нанесенные штормами повреждения и запасшись провизией и водой, Коцебу пошел к значившейся на картах около 27° ю. ш. “Земле Девиса”.

Не найдя этой земли, Коцебу прошел к острову Пасхи и 16 марта стал на якорь в Куковой бухте. К удивлению, местные жители встретили Коцебу весьма неприязненно и при попытке высадиться на берег забросали камнями. Коцебу увидел, что огромные каменные статуи на острове, о которых рассказывали мореплаватели XVIII в. Роггевен, Кук и Лаперуз, а позднее Лисянский, сброшены со своих пьедесталов и разрушены. Как выяснилось впоследствии, какой-то американский шкипер в 1805 г. ограбил островитян и разрушил статуи. Избегая кровопролития, Коцебу отказался от своего намерения осмотреть этот интересный остров и в тот же день от него отошел.


Маршрут кругосветной экспедиции Коцебу

4 апреля, на подходе к архипелагу Туамоту, Коцебу положил на карту остров, названный им Сомнительным из-за неуверенности, не является ли он островом “Собачьим”, открытым еще в 1616 г. голландцем Скоутеном.

Вскоре в том же архипелаге Коцебу усмотрел необитаемые атоллы Румянцева, Спиридова, цепь Рюрика (острова Паллисера и Скоутена и остров Мух) и, наконец, острова Крузенштерна.

Не обнаружив показанных на картах островов Баумана, Роггевена и Тинховена, Коцебу направился к островам Пенрин (Тонгарева), издали виденным в 1788г. английским капитаном Севером. Подойдя к ним 19 апреля, Коцебу положил их на карту и завязал с островитянами меновую торговлю.

Дальше Коцебу пошел на северо-запад и в северной части Маршалловых островов 9 мая открыл два атолла: Суворова и Кутузова, связанные коралловым рифом.

После этого, стремясь попасть на Камчатку в благоприятное для исследований время года, Коцебу повернул на север и 7 июня пришел в Петропавловск.

В отечественных водах - в Беринговом и Чукотском морях - Коцебу сделал несколько важных географических открытий и провел гидрографические работы. 15 сентября он отправился из Уналашки в Сан-Франциско” куда прибыл через четыре дня. В Сан-Франциско Коцебу тщательно подготовился к плаванию в тропиках. 15 ноября Коцебу стал на якорь в Гонолулу, в то время мало известную гавань на острове Оаху. За время пребывания в Гонолулу Коцебу определил его координаты, произвел магнитные наблюдения и наблюдения над приливами.

2 декабря “Рюрик” вышел из Гонолулу и пошел по курсу на показанные на карте острова Корнуэлс и Сан-Педро, якобы открытые английским фрегатом “Корнуэлс” в 1807 г. на пути от Гавайских островов в Кантон. Этих островов Коцебу не нашел, но зато 20 декабря 1816г. (1 января 1817 г. нового стиля) открыл обитаемый атолл Нового года. Высадиться на этот остров из-за враждебного отношения жителей не удалось.

23 декабря была обнаружена цепь коралловых островов, названных именем Румянцева. Эти острова Коцебу решил исследовать во что бы то ни стало. Для этого необходимо было найти вход в лагуну. Это было сделано лейтенантом Глебом Семеновичем Шишмаревым. Однако наступил вечер, и вход в лагуну пришлось отложить до утра. Чтобы не потерять открытого Шишмаревым прохода, Коцебу применил смелый прием. На надводный риф завезли верпы и на этих верпах “Рюрик” при северо-восточном пассате простоял до утра 25 декабря. К четырем часам утра ветер переменился на восточный. “Рюрик” стало разворачивать, и он “так приблизился к рифу, что можно было бросить камнем в бурун”. Коцебу, бросив верпы, под парусами вошел по найденному проходу в спокойные воды лагуны. Впоследствии верпы были взяты на корабль.

В лагуне, у островка Отдиа, Коцебу простоял около месяца. За это время от местных жителей, с языком которых он несколько познакомился, Коцебу узнал о расположении близлежащих островов и в феврале открыл последовательно острова: Чичагова, Аракчеева, Траверсе и Крузенштерна.

28 февраля 1817 г. Коцебу, прекратив исследования в тропиках, пошел на север к острову Уналашка, к которому пришел 12 апреля.

6 августа, совершив плавание по Берингову морю, бриг из Уналашки снова ушел на юг - в Гонолулу и, определив на пути положение острова Джонстон, 19 октября стал на якорь в лагуне островов Румянцева.

23 октября, по пути на запад, Коцебу увидел и положил на карту острова Гейдена, затем зашел на Гуам (Марианские острова) и 5 декабря бросил якорь в Маниле.

В Маниле “Рюрик” был основательно починен и 17 января 1818 г. вышел в море. Пройдя через Зондский пролив и зайдя в Столовую бухту (у мыса Доброй Надежды), Коцебу направился к острову Св. Елены. Англичане, охранявшие заточенного здесь Наполеона, встретили его пушечными выстрелами с береговой батареи. Отказавшись от захода, Коцебу пошел на север и по пути определил координаты острова Вознесения. Зайдя затем в Портсмут, Копенгаген и Ревель, “Рюрик” 22 июля 1818 г. стал на якорь на Неве перед домом Николая Петровича Румянцева, снарядившего эту экспедицию.

Всего за время плавания, считая от выхода из Кронштадта до прихода в первый русский порт на Дальнем Востоке и от выхода из последнего русского порта до возвращения в Кронштадт, под парусами пройдено 696 дней. Самый длительный переход под парусами от губы Консепсьон до Камчатки продолжался 102 дня. За время плавания умер всего один матрос.


Труды экспедиции были опубликованы в 1821-1823 гг. в трех томах под заглавием “Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив, для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах, иждивением Е. С. Госуд. Канцлера графа Н. П. Румянцева, на корабле “Рюрик”, под начальством фл. лейт. Коцебу”.


Термометр Сикса

Результаты экспедиции на “Рюрике” были весьма велики. При всякой возможности Коцебу определял географические координаты. Во время плавания было положено на карту множество островов, доказано, что многие острова, до того показанные на картах, либо не существуют вовсе, либо полажены на карту совершенно неверно. Береговые астрономические наблюдения всегда сопровождались магнитными наблюдениями и наблюдениями над приливами.

Весьма важны метеорологические и океанологические наблюдения. Было произведено свыше 300 измерений температуры и плотности поверхностных вод океана. Кроме того, было выполнено 83 измерения температуры на глубинах океана, в том числе в 10 местах с помощью термометра Сикса измерялись вертикальные ряды температуры. Наибольшая глубина, на которой измерялась температура, была 1 829 метров.


Рисунок диска Секки для морской и пресной вод

Впервые в океанологической практике Коцебу измерял относительную прозрачность морской воды. Для этой цели на тросе опускалась в море белая тарелка (в нескольких случаях такая тарелка обертывалась красной материей) и отмечалась глубина, на которой эта тарелка исчезала из виду. Вот что писал по этому поводу Коцебу: “Относительно первого (цвета) замечать надлежит, в какой мере странный или переменный цвет моря происходит от перемены глубины, от цвета морского дна или неба и облаков, от света солнечного или же от находящихся на поверхности воды инородных веществ. Прозрачность воды легче всего испытать можно опусканием в море прикрепленной горизонтально к лотлиню площадки, выкрашенной белой краской и расписанной черными или разноцветными чертами или буквами. По глубине, на коей в различных водах самая площадка соделывается невидимой, познается сравнительная прозрачность тех вод”. Такой прием используется и сейчас, только вместо тарелки на глубину опускается белый диск определенных размеров. Этот несложный прибор назывался диском Секки, по имени патера Секки, изучавшего таким приемом прозрачность Средиземного моря.

Во время пребывания в заливе Коцебу впервые в Северной Америке был открыт и описан ископаемый лед и найден в нем бивень мамонта. Во время пребывания на Маршалловых островах было описано строение коралловых островов и впервые высказана гипотеза о их происхождении, что отметил Чарльз Дарвин.

Весьма высоко плавание на “Рюрике” было оценено С. О. Макаровым. Вот что писал Макаров:

Возьмем корабль “Рюрик”, на котором в 1815-1818 гг. Коцебу совершил свое первое кругосветное плавание, и крейсер “Рюрик”, строящийся в настоящее время в Санкт-Петербурге. Оба эти судна имеют назначение - плавать на океанском просторе, но в то время как прежний “Рюрик” имел водоизмещение только 180 тонн, нынешний “Рюрик” имеет водоизмещение 10 500 тонн. Если мы положим на одну чашку весов нынешний “Рюрик”, то для равновесия на другую чашку весов надо положить 60 прежних “Рюриков”. ...Но хотя современный крейсер и превосходит в 60 раз во всех отношениях корабль бессмертного Коцебу, мы не можем рассчитывать, чтобы он во столько же раз больше привез научных исследований. “Сила не в силе - сила в любви”, и нет прибора, которым можно было бы измерить эту силу, так как она неизмерима. Научные исследования будут производиться независимо от размеров кораблей, и надо радоваться, если каждый капитан привезет даже в 60 раз меньше, чем Коцебу”.

Таким образом, 200 лет назад под руководством Коцебу было совершена первая русская кругосветная океанологическая экспедиция, существенно изменившая ход и эволюцию не только океанологической науки, но оказавшая влияние на смежные с ней области, включая географию, геофизику и историю.

В 1823—1826 гг. по рекомендации Крузенштерна Коцебу совершает свое третье кругосветное путешествие на корабле «Предприятие». В состав команды были также включены молодые ученые В. Прейс (астроном), Э. Ленц (физик) и Э. Гофман (минералог). Крузенштерн выработал для Коцебу инструкцию, а Прейсу, Ленцу и Гофману были вручены «превосходные правила» для научных наблюдений, составленные профессорами В. Я. Струве, Е. И. Парротом и М. Энгельгартом. Эта экспедиция была менее значительной по своим результатам, чем предыдущая, однако имела большие заслуги в научных исследованиях атмосферы и океанов. Она положила начало точным, систематическим метеорологическим и океанологическим наблюдениям. Обобщение проводившихся исследований на корабле «Предприятие» по физической океанографии открыло пути для научной деятельности Э. X. Ленца в Петербургской Академии наук. При избрании его адъюнктом (1828) он прочитал доклад «О солености морской воды и температуре ее в океанах на поверхности и в глубине». В нем были приведены данные наблюдений о солености и температуре воды в океане на поверхности и в глубине (до 2 тыс. м), барометрические наблюдения, сравнительные таблицы температур воздуха и воды океана, полученные в ходе экспедиции.

Высокую оценку получили труды Коцебу и Ленца со стороны русских ученых, таких как С. О. Макаров, Ю. М. Шокальский, Н. Н. Зубов. Отдельные наблюдения, проведенные на «Предприятии», С. О. Макаров ставил выше наблюдений, проведенных английской экспедицией на судне «Челленджер» (1872—1876), и даже своих — на судне «Витязь». Ю. М. Шокальский с полным основанием писал, что «труды Коцебу и Ленца в 1823—1826 гг. представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука может гордиться».

По возвращении, в 1826 году, О. Е. Коцебу был произведён в капитаны 2-го ранга. Дальнейшую службу он проходил в Ревеле, командовал кораблём «Император Пётр I». В 1829 году был произведён в капитаны 1-го ранга.

Увы, дальние плавания и суровый морской быт сильно ударили по организму Отто Коцебу. В 1827–1830 годах в связи с ухудшением состояния здоровья он занимал ряд должностей на берегу, а в конце декабря 1830 и вовсе уволен был со службы. Последние годы жизни Отто Коцебу провел в своем эстонском имении, занимаясь сельским хозяйством.

Как гласят исторические хроники, на этом уже не морском, а на сугубо сухопутном поприще уже бывший мореплаватель заслужил известность между лучшими хозяевами Эстляндии. Его погубила тяжелая хроническая болезнь, которая началась еще во время морской службы. Он скончался в Ревеле 15 февраля 1846 года. Погребен Отто Коцебу в соборе в Козе (ныне Харьюрский район Эстонии). Место его последнего упокоения находится с могилой знаменитого русского адмирала шотландского происхождения Самуэля Карлович Грейга.

В память о великом русском мореплавателе его именем назван открытый им залив Коцебу к востоку от Берингова пролива и улица в его родном городе Таллине. От одноимённого залива получил название и город Коцебу на Аляске (США). Помимо этого, линия породы аляскинских маламутов также носит название Коцебу.

Русские кругосветные плавания под руководством О. Е. Коцебу, так же как и многие другие плавания русских вокруг света, открывали не только новые острова и территории, но и способствовали более углубленному пониманию явлений на Земле, подъему естественных наук на более высокий уровень развития.

Литература:

Коцебу О.Е. Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах. В 3-х частях.

Часть 1. — СПб., 1821.

Часть 2. — СПб., 1821.

Часть 3. — СПб., 1823.

Коцебу О.Е. Новое путешествие вокруг света в 1823–1826 гг. / Пер. с нем., вступ. ст. и комм. Д. Д. Тумаркина; отв. ред. Я. М. Свет. — 3-е изд. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит, 1987. — 384 с. — 50 000 экз.

Коцебу О.Е. Путешествия вокруг света / Пер. с нем., вступ. ст. и комм. Д. Д. Тумаркина. — М.: Дрофа, 2011. — 966 с. — (Б-ка путешествий). — 2500 экз.

Пасецкий В.М. Русские открытия и исследования в Арктике. Первая половина XIX века. — Л., 1984

«Началась кругосветная экспедиция лейтенанта О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик»» // Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. https://www.prlib.ru/history/619420

В.А. Есаков, А.Ф. Плахотник, А.И. Алексеев Русские океанические и морские исследования в XIX - начале XX в., «НАУКА» , Москва 1964 г.

Зубов Н.Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов, изд. «Paulsen», 2014 (вперв. 1954), 474 с.